Решение целого ряда проблем, связанных с привлечением населения к участию в местном самоуправлении, зависит от органов местного самоуправления, которые призваны разработать формы наиболее эффективного сотрудничества с населением муниципального образования.
Местное самоуправление – важнейший институт, одновременно соединяющий в себе функции публичной власти и института гражданского общества. Это пересечение происходит именно в организациях ТОС.
Обращаем внимание, что органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа. При этом ТОС – это легальный механизм вовлечения граждан в решение публичных дел по месту своего проживания.
Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, ТОС тем не менее признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично-властного воздействия и полномочия по изданию правовых актов, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание ТОС.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) называет территории проживания граждан, в пределах которых может осуществляться ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением. Закон оставляет открытым этот перечень, он может дополняться иными территориями проживания граждан. Считается, что одно из принципиальных отличий ТОС от иных общественных организаций состоит в том, что на определенной территории может быть создано только одно ТОС.
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или специальным нормативным правовым актом (положением о порядке осуществления ТОС), принимаемым представительным органом муниципального образования. В этом документе должны быть решены вопросы определения территорий, на которых осуществляется общественное самоуправление; установлены дополнительные гарантии прав органов ТОС при их взаимодействии с органами местного самоуправления и другие.
Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривает обязательства по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления органам ТОС. Однако он и не запрещает органам местного самоуправления по своей инициативе предусматривать механизмы взаимодействия
с органами ТОС для осуществления некоторых полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. На практике органы местного самоуправления нередко передавали органам ТОС на основе соглашений отдельные функции, связанные с решением вопросов местного значения на соответствующей территории (озеленение; обустройство детских площадок и мест отдыха; охрана водоемов; поддержание в порядке дорог, тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства; организация досуга населения; воспитательная, спортивная, культурно-массовая работа и т.д.). Такие соглашения предусматривали передачу органам ТОС необходимых финансовых и материальных ресурсов, а также осуществление контроля за их использованием.
В сегодняшних условиях во избежание коллизий с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд финансово-имущественные отношения между органами местного самоуправления и органами ТОС должны строиться не как гражданско-правовые, а как публично-правовые отношения, предполагающие в рамках закона оказание им целевой финансовой помощи (предоставление субсидий).
Предложения о закреплении в федеральном законодательстве нормы о том, что местное самоуправление осуществляется не только органами местного самоуправления, но и органами ТОС, и что ТОС имеет право на решение вопросов местного значения, включая владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, а также другие права, противоречат правовой природе ТОС как общественного института.