Мероприятие проходило в очно – заочном режиме.
Одним из главных вопросов обсуждения – развитие форм непосредственного участия населения в решении социально-экономических и общественных вопросов муниципальных образований.
Заместитель председателя ОАТОС, депутат Госдумы Евгений Шулепов рассказал участникам о работе ОАТОС по подготовке Стратегии развития ТОС в России до 2030 года.
«Кратко главное. ТОС – сегодня одна из самых распространённых форм прямого участия населения в решении вопросов развития муниципалитетов. В настоящее время в России почти 35 тысяч ТОСов, из них менее 2,5 тысяч зарегистрированы в качестве юрлиц. Почти в 20 регионах страны нет ни одного ТОСа зарегистрированного в качестве юридического лица. В остальных они созданы неравномерно, где-то один ТОС, где-то несколько десятков. Точно также неравномерна и их активность. Какие-то объединения участвуют в различных программах поддержки, выигрывают гранты, другие существуют по факту только на бумаге. К сожалению, последних большинство.
Причин тому, что система ТОС работает неэффективно, несколько. Основная - местные власти не понимают, как работать с ТОСами. В таких городах отсутствует эффективная «обратная связь» с населением, не созданы благоприятные условия для диалога с общественностью, городское партнёрство «на нуле». Не видя никакого движения навстречу от власти, люди занимают «зеркальную» пассивно-агрессивную позицию. Итог - мы реально теряем огромные ресурсы, которые могли быть использованы для развития территорий.» - отметил Евгений Шулепов.
Все эти и другие вопросы ОАТОС предлагает решать комплексно и совместно с жителями, органами местного самоуправления, бизнесом, федеральными и региональными органами власти.
Евгений Шулепов представил проект готовящегося документа и основные моменты, которые уже в нём отражены.
«Что для этого необходимо сделать?
Первое. Наделить ТОСы правами, равными правам органов МСУ, по некоторым направлениям деятельности. К примеру, ТОСы вполне могут осуществлять контроль над работой управляющих компаний, фиксировать нарушения, составлять протоколы об этом, на основании которых УК будет нести ответственность. Это лишь один механизм реального влияния общественников на своей территории. Акцентирую внимание: не предлагаю передавать обязанности властей ТОСам! Но они должны получить права управления!
Второе. Систему выдвижения муниципальных депутатов в местные думы необходимо пересмотреть. Как минимум 50% выдвиженцев должны идти от ТОСов. Это самые что ни на есть народные избранники. Именно они должны представлять интересы территорий «наверху», продвигать инициативы людей, лоббировать реализацию проектов граждан. Кроме того, такая система повысит уровень доверия людей к власти, ведь они во многом сами ее сформируют.
Третье. Стратегии и планы развития муниципалитетов должны формироваться на основе
планов развития ТОСов. Сначала люди в своих микрорайонах пишут планы развития, что они хотят видеть на своей территории. От самого малого до самого большого: от ремонта ямы на дороге до строительства развязки, от скамейки во дворе до возведения многофункционального культурного центра. И так далее. Эти комплексные планы развития территорий в обобщённом виде и есть городская стратегия развития.
Четвёртое. Стратегия городского развития с первой буквы должна быть реализована на принципах городского партнёрства. Абсолютное большинство пожеланий граждан на местах можно реализовать без бюджетных вливаний. Чистый подъезд, уютный двор, красивая улица, места для занятий спортом, творчеством, отдыхом, - это все, к примеру, общими усилиями реально сделать, не откладывая. Но для этого необходимо объединить усилия власти, бизнеса, общественников. Это и есть городское партнёрство.
И ТОСы в этой системе должны быть ключевым звеном! Пока власти не поймут этого, сохранится недоверие друг к другу, социальная напряженность, недовольство, которое часто складывается из мелочей. Допустим, люди годами могут просить поставить скамейки на остановке. Способов это сделать - десятки! Но если власть не выстроила работающую систему городского партнёрства, единственный выход для неё будет закладывать эти расходы в бюджет, затем пройти ещё несколько долгих этапов, типа госзакупок, если речь о тратах свыше 100 тысяч рублей... Словом, обещанного три года ждут! Только городское соучастие может дать результат здесь и сейчас!
Пятое. Все вышесказанное само собой не материализуется. Управленцев на местах сначала необходимо научить соучастию, соуправланию. Глава, мэр - это не завхоз и не хозяин. Это прежде всего коммуникационный центр, который всех должен объединять. Поэтому первый шаг - обучение муниципальных служащих работе с людьми.
Далее - создание городских центров развития, неких нейтральных площадок, где будет формироваться все самое интересное. Это проектный офис, мастерская идей, «воркшопная», - назвать можно как угодно. Людям нужно где-то собираться, общаться, обсуждать, спорить, принимать решения. И именно через эти центры развития у общественников должна быть прямая связь с властями, потому что городское партнёрство предполагает живое общение, а не бюрократическую переписку.
Это принципиально важные, на мой взгляд, моменты, которые должны быть отражены в Стратегии развития ТОС на ближайшие годы. Понятно, что впереди ещё не раз мы их обсудим, дополним. Но, убеждён, без таких ключевых изменений систему ТОС в стране не оживить! – рассказал Евгений Шулепов.
Участники отметили, что эффективное местное самоуправление возможно только при условии тесного партнёрства с самоуправлением общественным. ТОСы должны быть встроены в систему власти, наделены соответствующими полномочиями. Когда ТОСы получат рычаги влияния, они из «мёртвых душ» наконец переродятся в реально работающие центры влияния и активности на территориях.
«Нет мощнее ресурса, чем человеческий потенциал! В нынешних неблагоприятных экономических условиях, при крайней ограниченности бюджетов этот ресурс вообще выходит на первый план!» - в завершении отметил Евгений Шулепов.