Общенациональная ассоциация ТОС

ВОПРОС

При регистрации ТОС в качестве юридического лица заявители столкнулись с целым рядом проблем. Планируется ли внесение изменений в действующее законодательство, упрощающее процедуру регистрации ТОС?

ОТВЕТ

Территориальное общественное самоуправление (далее – также ТОС) является одной из форм осуществления местного самоуправления.
Под территориальным общественным самоуправлением в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон   №131-ФЗ) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с данным Законом может быть признано одно из поселений, находящихся
в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Инициаторами организации ТОС являются граждане. Федеральный закон №131-ФЗ предусматривает возможность осуществления ТОС в пределах таких территорий проживания граждан, как подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

При этом главным условием при организации ТОС является привязка к месту жительства (а не к регистрации). То есть выходить с инициативой создания ТОС на той или иной территории могут граждане, постоянно или преимущественно там проживающие.

Право граждан создавать ТОС предусмотрено Федеральным законом №131-ФЗ. Согласно статье 3 Федерального закона №5242-1 «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации». Таким образом, отказ в создании ТОС по причине отсутствия регистрации является нарушением норм федерального законодательства.

Вместе с тем, при регистрации ТОС органы местного самоуправления учитывают такой важный критерий, как «постоянное или преимущественное проживание». При отсутствии этого критерия создание ТОС гражданами действующим законодательством не предусмотрено.

В тоже время следует признать обоснованной проблему, указанную в Вашем обращении.

Представляется, что в качестве форм самоорганизации граждан для совместного решения стоящих перед ними задач может быть использованы, например, общественные объединения, создаваемые в формах и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ). Формами общественного объединения в Вашем случае могут быть, например, общественная организация, орган общественной самодеятельности. При этом Федеральный закон № 82-ФЗ предусматривает, что для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников
в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях (статья 27).

Что касается регистрации ТОС в качестве юридического лица, сообщаю. В последнее время в отношении ТОСов возникли некоторые проблемы в части определения их статуса в качестве юридического лица. Нормы, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2014 году, отнесли ТОСы к общественным организациям. А в них, как известно, предполагается индивидуальное членство, что противоречит правовой природе ТОС, в котором такого членства нет и быть не может, как не может его быть в любом территориальном местном сообществе. Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно отмечалось, что поиск возможных путей решения этой проблемы должен быть в русле политико-правовой природы ТОС. Существующее положение дел может привести к ситуации, при которой ТОСов с юридическим лицом в России не будет, а нет юридического лица, нет полноценного хозяйственного взаимодействия с местной властью, нет и собственной хозяйственной деятельности, направленной на решение уставных задач.

Процесс исправления данной ошибки запущен. По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 года, Правительству Российской Федерации поручено представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих, среди прочего, установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации и предоставление территориальному общественному самоуправлению мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. Соответствующий законопроект готовится, при этом необходимо внесение соответствующих изменений в ряд законодательных актов, и в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации (в часть 3 статьи 50), выделив ТОС в отдельную организационно-правовую форму некоммерческой организации, в которую выделены, например, товарищества собственников жилья и товарищества собственников недвижимости в целом (хотя они, в отличие от ТОС, не только допускают, но и предполагают индивидуальное членство). До этих изменений в Гражданском кодексе Российской Федерации (до 2014 года) ТОС как раз и являлся отдельной формой некоммерческой организации.

При внесении указанного законопроекта в Государственную Думу он будет самым внимательным образом проработан Комитетом.